Деловые завтраки

Вадим Хромов: В Московской области созданы возможности для активного развития инвесторов

Осенью этого года подмосковные власти планируют запустить четвертую особую экономическую зону в Московской области. Об этом участникам делового завтрака клуба лидеров рассказал Вадим Хромов, заместитель Председателя Правительства Московской области.

«На территории Московской области уже действует свыше 150 площадок для размещения промышленного бизнеса, — отметил гость делового завтрака. – Функционирует больше 60 индустриальных парков, 3 особых экономических зоны — четвертая сейчас находится на согласовании».



Для удобства предпринимателей создано много электронных сервисов, ключевым из которых является инвестиционный портал Московской области, где реализованы функции как по подбору площадок, так и поиску мер поддержки.

Большое внимание власти уделяют и поддержке строительства – как жилых, так и промышленных объектов. Одним из шагов стало открытие центра содействия строительству – единственного на данный момент проектного офиса в России, в котором работают представители различных органов власти и организаций, участвующих в процессе реализации инвестиционных проектов на всех этапах. Центр сопровождает проекты по строительству промышленных, сельскохозяйственных, коммерческих объектов.

«Московская область активно строится, — рассказал Вадим Хромов. — Для того чтобы ввести объект в эксплуатацию, необходимо согласование очень многих ведомств, что отнимает у бизнеса время и ресурсы. Поэтому мы на одной площадке собрали представителей всех ведомств Московской области. Мы сопровождаем инвестора с самой ранней стадии: как только он начал оформлять ГПЗУ, ему уже выделяется персональный менеджер, который помогает ему на всех этапах».
С 2018 года центр содействия строительству сопровождает проекты не только крупного, но и малого бизнеса – с проектами до 5 тыс.кв.м.



Гость Клуба лидеров также рассказал о создаваемых центрах «Мой бизнес» в каждом районе Подмосковья, куда сможет прийти любой малый предприниматель, чтобы посоветоваться. Кроме того, был разработан портал промышленной кооперации — бесплатная площадка для взаимодействия предприятий, которая автоматически подбирает клиентов и поставщиков на основании данных о компании.



Иордания: беспошлинный доступ к рынку в 1 миллиард потребителей

Широкие возможности для инвестирования в активно развивающийся рынок Иордании представил участникам делового завтрака Клуба лидеров господин Мурад Абу Роус, рассказавший о созданной в стране свободной экономической зоне (СЭЗ) Акаба.


«Несмотря на то, что население Иордании составляет около 10 миллионов жителей, развивать бизнес в стране очень выгодно по целому ряду причин, одна из которых – наличие соглашений о свободной торговле со многими странами мира, — отметил гость Клуба лидеров. – Это значит, что из Иордании легко экспортировать без пошлин и квот в США, Канаду, европейские страны – огромным рынкам емкостью до 1 миллиарда человек».
В стране развито несколько специальных экономических зон, одной из которых является Акаба. Это известный иорданский курорт, расположенный на перекрестке морских и сухопутных торговых путей между Азией, Африкой и Европой и играющий важную роль в экономической и социальной жизни региона.

«Иордания – дружественное России светское королевство со стабильными законами, — отметил господин Мурад Абу Роус. – Это значит, что если вы начали вести бизнес при 5% налога на прибыль, завтра эти правила никто не изменит».

Представитель Иордании подробно рассказал об особенностях размещения производств на площадках в СЭЗ Акаба, основных немногочисленных налогах и процедурах при открытии бизнеса в стране.

Своим опытом работы с одним из наиболее развитых арабских рынков поделился член Клуба лидеров Юрий Яворский, производящий бронеавтомобили.
«Делать бизнес в ОАЭ в 2-3 раза дороже, чем в Иордании, — рассказал Юрий Яворский. – Приведу лишь один пример: в среднем стоимость персонала в Иордании сравнима с Россией. С одним отличием – налог на зарплату там начинается с отметки в 12 тысяч динар в год (эквивалентно примерно 12 тысячам евро)».

Тема вызвала горячее обсуждение – участники завтрака задавали множество вопросов, начиная от структуры сельскохозяйственного рынка страны и заканчивая особенностями инвестиционного климата.

4 шага для цифровизации производства

4 шага должно пройти промышленное предприятие, чтобы отнести себя к полностью цифровизованному производству, рассказал Клубу лидеров Александр Смоленский, директор по развитию бизнеса компании «Цифра» на прошедшем деловом завтраке.



«Конечно, какой-то единой, всеми признанной методологии в этой сфере пока нет, более того — ее не будет еще долго. Тема цифровизации достаточно новая, — отметил гость завтрака. — Но с практической точки зрения мы бы выделили несколько шагов для цифровизации производства».

Для начала необходимо подключение оборудования к интернету вещей.
«Конечно, сложно говорить о цифровизации, если ты не снимаешь базовые данные с оборудования», — пояснил эксперт.
Кроме того, особенность развития современных компаний такова, что зачастую уровень автоматизации производственных процессов значительно уступает уровню автоматизации бизнес-процессов. Поэтому вторым шагом становится объединение этих двух разрозненных систем управления.
«Далее — объединение технологических и бизнес-процессов, а также встраивание систем искусственного интеллекта», — дополнил Александр Смоленский.
Эксперт уточнил, что перечисленные этапы не обязательно должны быть реализованы именно в указанной последовательности, более того – уже сейчас компании отдельно реализуют некоторые шаги.



Большой интерес участников встречи вызвал вопрос об экономическом эффекте от цифровизации производства. Гость привел в качестве примера конкретный кейс: благодаря цифровизации на предприятии удалось увидеть, что в то время как один из станков был загружен на более чем 90%, другой – всего на 18%. В результате, удалось выровнять загрузку станков и избежать уже запланированной покупки нового дорогостоящего оборудования.



Цифровизация постепенно проникает во все сферы экономики. Хотя, по мнению эксперта, этот процесс, особенно в промышленности, «идет достаточно туго», прогресс есть. Так, реальные внутренние затраты на развитие цифровой экономики в России в 2017 году составили 3,3 трлн руб., или 3,6% ВВП. Это, по данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, более чем в 2 раза больше, чем предполагает цифровой нацпроект. Напомним, что показатель «Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в ВВП» — ключевой для оценки реализации нацпроекта. За шесть лет показатель должен увеличиться втрое: с 1,7% в 2017-м до 5,1% в 2024 году.