Предприниматели назвали барьеры, сдерживающие развитие...

Блог: Новости клуба

Предприниматели назвали барьеры, сдерживающие развитие кредитования малого и среднего бизнеса



В России слабо развито кредитование компаний с сервисной бизнес-моделью, а банки зачастую неадекватно оценивают залоговое обеспечение. Кроме того, кредитные учреждения «зарегулированы» внутренними регламентами и требованиями Центробанка, что снижает их мотивацию при работе с малым и особенно микробизнесом. При этом, уверены эксперты, вопрос улучшения доступа к финресурсам необходимо решать комплексно, так как нередко проблема и в самих заемщиках. Им, по мнению кредиторов, не хватает прозрачности, а также знаний и навыков по «упаковке» проекта для представления банкам. К таким выводам пришли участники открытой дискуссии, организованной 24 января Клубом лидеров совместно с Агентством стратегических инициатив и посвященной улучшению доступа МСП к финансовым ресурсам.


«Вот представьте ситуацию: у клиента стоит 5 фрезерных станков, купленных на собственные средства, — делится опытом член Клуба лидеров Василий Архипов, генеральный директор и совладелец ООО «КБ Архипов». – Он может фрезеровать изделия для ВПК, но по сути это не его изделия, он оказывает услугу. Поэтому он не может дать кредитору гарантию, сколько изделий пройдет через него, и оказывается в тупике».
Сервисная модель в стране не развита, убежден Василий Архипов, из-за чего при взаимодействии с банками сервисные компании пытаются «мимикрировать» под продуктовые.
О своих проблемах при попытках получить кредит рассказала и член Клуба лидеров Алла Цытович, основатель сети коливингов LOG INN.


«Чтобы получить 2,5 миллиона рублей, нам пришлось собрать свыше 50 документов для банка, — отметила Алла Цытович. – Это 3 недели работы – моей и бухгалтера. Более того, мою заявку вели два кредитных аналитика, менеджер – и все ради 2,5 миллионов. Это полное безумие с точки зрения «костов». Кредит выдали, а уже через квартал ко мне опять пришел банк – теперь уже с мониторингом. И опять сбор всех документов».
Это не прихоть конкретного банка, а требования регулятора, добавляет госпожа Цытович, но из-за таких сложных процедур выдача небольших кредитов малому и микробизнесу становится банкам невыгодной.

Представители банковского сектора основные барьеры для наращивания выдачи кредитов МСП видят в качестве самих заемщиков, их неполной прозрачности при взаимоотношении с кредитным учреждением, а также низкой финансовой грамотности предпринимателей.
«Возьмем, к примеру, врача – он для этого учится около 10 лет, а предпринимателям, получается, и знать ничего не надо? – отметил Вячеслав Арутюнян, председатель Правления банка «Восточный». – Очень важно повышать финансовую грамотность среди предпринимателей».
С ним согласен и председатель Правления ПАО «Уралсиб» Константин Бобров, отмечая, что банк как любой хозяйствующий субъект заинтересован в хорошем клиенте.


В том, что проблему необходимо решать комплексно, уверена член Генсовета «Деловой России» Ирина Писаревская.
«В России банки делают акцент на залогах, а у нас задача развития бизнеса, — отметила Ирина Писаревская. – Например, основная доходная часть банковского бизнеса в Швеции – обслуживание клиента, а не проценты по кредиту».
Нужно думать не о залоге, а о том, что завтра будет делать этот предприниматель, учить его, в том числе, и тому, как «доупаковывать» свой проект так, чтобы тот получил финансирование, уверена эксперт.


«Я согласен с тезисами относительно финансовой грамотности, дополнительного резервирования, требований, предъявляемых постановлением № 590, — подвел итоги дискуссии генеральный директор Клуба лидеров Сергей Глухов. – В связи с этим особую актуальность приобретают инновационные технологии мониторинга и финтеха, позволяющие снизить стоимость скоринга в банке. Возникает вопрос, почему при глобальной цифровизации всех процессов оценка заемщика до сих пор так дорого стоит».
Решить проблему улучшения доступа МСП к фин.средствам, по мнению Клуба лидеров, также сможет поиск и изучение современных и эффективных альтернативных источников финансирования, а также использование лучших мировых практик.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.