Развитие автодорожной отрасли

Сергей Фахретдинов принял участие в конференции по взаимодействию ГК «Автодор» и бизнеса


Объем закупок у малого и среднего предпринимательства в 2017 году составил 2,1 трлн руб., что на треть больше, чем в 2016 году — 1,5 трлн руб. На III конференции «Особенности взаимодействия ГК «Российские автомобильные дороги» с субъектами малого и среднего предпринимательства» выяснили за счет чего происходит подобный рост.

Государственная компания «Автодор» и ее генеральные подрядчики (исполнители) в 2017 г. заключили с малыми и средними предприятиями договоры на общую сумму 15,55 млрд руб. по 89 видам товаров и услуг, из которых 52 позиции относятся к заказам строительно-монтажных работ. В 2018 году планируется, что сумма договоров вырастет до 41,78 млрд. рублей.

— Государственная компания «Автодор» с 2013 года ведет активную работу по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках исполнения «дорожной карты» Правительства России, — открыл пленарное заседания модератор Сергей Фахретдинов, руководитель Комитета «Деловая Россия» по развитию ГЧП и взаимодействия бизнеса и госкомпаний. — Неизменными помощниками госкомпании является «Деловая Россия» и Корпорация МСП. Происходит постоянная методическая поддержка по вопросам участия в закупках, госкомпания регулярно принимает участие в обучающих семинарах для малого и среднего бизнеса. Благодаря такому сотрудничеству мы видим результаты: работающие программы партнерств (сегодня с госкомпанией работают 77 компаний), закупка инноваций у МСП, обеспечение контрактов, интернет-магазин закупок малого объема, расширенные перечни товаров, закупаемых у бизнеса.

Строительство дорог – особая сфера деятельности, которая во многом характеризуется закрытостью рынка работ, связанных с дорожным хозяйством, а значит сложностью выхода на рынок новых участников, особенно это касается малого и среднего бизнеса. Тем не менее, развитие транспортной инфраструктуры неразделимо связано с малым и средним бизнесом. Государственной компанией «Российские автомобильные дороги» утвержден целый реестр товаров, работ и услуг, поставляемых только субъектами МСП. Малые предприятия выполняют для компании проектные, строительно-монтажные, земельно-кадастровые, научно-исследовательские работы, то есть фактически весь спектр работ и услуг, закупаемых госкомпаний при начальной (максимальной) цене договора до 400 млн руб. В 2017 г. по итогу проведения закупочных процедур по перечню было заключено прямых договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства на сумму 5,6 млрд руб.

Возможно ли применение блокчейн технологий в дорожной отрасли?


На IV Международной конференция «Роль и место интеллектуальных транспортных систем в сети автомобильных дорог Российской Федерации. Современные тенденции развития» член Генсовета «Деловая Россия» Сергей Фахретдинов поделился с автодорожным сообществом тем, как можно использовать блокчейн технологии в отрасли.

Создание цифровой экономики — это один из приоритетов национальной повестки на ближайшее десятилетие. Однако переход к новой концепции подразумевает не столько создание инновационных IT-гигантов, сколько изменение подхода к формированию управленческих и стратегических решений.
Главный посыл президента страны: «Цифровая экономика — новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества». Несомненно, инновации придут во все без исключений отрасли экономики страны. Одна из наиболее перспективных таких технологий — блокчейн технология. Она открывает большие возможности для финансового сектора, логистики, хранения баз данных. Но возможно ли применение блокчейн технологий в автодорожной отрасли и в целом в государственном секторе?

Стремительно появившаяся и развивающаяся технология блокчейн проникла уже практически во все сферы. Но большинство скептически относятся к ней именно из-за понятийной сложности.

Blockchain – это способ хранения данных или цифровой реестр транзакций, сделок, контрактов. Всего что нуждается в отдельной независимой записи и, при необходимости, в проверке. В blockchain можно хранить данные о выданных кредитах, правах на собственность, в дорожной отрасли – нарушениях правил дорожного движения, водителях, автомобилях, ДТП, внедряемая сейчас телеметрия. То есть практически всю информацию можно хранить в блокчейн. Главным его отличием и неоспоримым преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком-то одном месте. Он распределён среди нескольких сотен и даже тысяч компьютеров во всем мире. Любой пользователь этой сети может иметь свободный доступ к актуальной версии реестра, что делает его прозрачным абсолютно для всех участников.

Работает blockchain посредством объединения цифровых записей в «блоки», которые потом связываются криптографически и хронологически в «цепочку» с помощью сложных математических алгоритмов. Каждый блок связан с предыдущим и содержит в себе набор записей. Новые блоки всегда добавляются строго в конец цепочки.

Процесс шифрования, известный как кэширование, выполняется большим количеством разных компьютеров работающих в одной сети. Если в результате их расчетов все они получают одинаковый результат, то блоку присваивается уникальная цифровая подпись. Как только реестр будет обновлён и образован новый блок, он уже больше не может быть изменён. Таким образом подделать его невозможно. К нему можно только добавлять новые записи. Важно учесть то, что реестр обновляется на всех компьютерах в сети одновременно.
Распределённая природа баз данных Blockchain делает взлом хакерами практически невозможным, поскольку для этого им нужно одновременно получить доступ к копиям базы данных на всех компьютерах в сети. Технология также позволяет обезопасить личные данные, так как процесс кэширования необратимый. Если даже оригинальный документ или транзакция будут в дальнейшем изменены, то в результате они получат другую цифровую подпись, что сигнализирует о несоответствии в системе.

В настоящее время blockchain применяется преимущественно в криптовалютах, таких как биткоин, эфириум и многих других. Именно на их примерах стала понятна вся мощь и перспективность blockchain, а также ее ограничения и даже проблемы, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни.

Итак, как внедрить технологию блокчейн в дорожную отрасль. Приведем несколько примеров:

• Система единой аккредитации участников закупок на всех электронных площадках, допущенных к торгам по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Система может функционировать по принципу единого распределенного реестра на базе технологии блокчейн, позволяющей осуществлять многократную верификацию данных и исключение их несанкционированных изменений. К платформе смогут быть подключены все электронные площадки по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Система единой аккредитации на всех площадках значительно расширит возможности поставщиков участвовать в государственных и корпоративных закупках. Она позволит коллективно подойти к принятию решений по комплексу вызовов, стоящих перед институтом закупок, в частности, существенно упростить доступ субъектов МСП к закупкам, обеспечить возможность создания и автоматического обогащения единого профиля поставщика, оптимизировать операционные затраты крупных удостоверяющих центров, тем самым радикально повысив эффективность, информационную прозрачность и безопасность отрасли. В настоящее время внедрение данной системы прорабатывается в «РТС-Тендер».

• Применение технологии блокчейн в страховании автомобильных грузовых перевозок. «Деловые линии» и «Ренессанс страхование» рассматривают возможность внедрения блокчейна в процессы сбора и хранения данных о перевозках (отправители, получатели, все сопроводительные документы) при страховании грузов. Предлагаемая система — это сеть типа «консорциум», защищенная современными криптографическими средствами и классическими способами, платформа с открытым кодом, которая позволит сформировать облик будущей экосистемы страхования в логистической отрасли. Клиентам применение криптографии позволит полностью перейти на электронный документооборот с перевозчиком, что сэкономит время и деньги. Для страхового бизнеса блокчейн — это индивидуальный подход к клиенту. Решение открывает целый спектр возможностей: от построения мультимодальной системы индивидуальной тарификации на основе детального анализа страховых случаев до разработки комплексного предложения исходя из специфики и потребностей бизнеса каждого клиента. Кроме того, инновация укрепит доверие между всеми участниками процесса страхования.

• Применение технологии блокчейн для отслеживания поставок материалов для строительства и ремонта дорог. Создание подобной системы позволит обеспечить полную прозрачность осуществления поставки материалов, что однозначно повысит их качество и снизит издержки. Среди отслеживаемых данных могут быть сведения о номере партии, происхождении материалов, сроках и условиях их хранения и транспортировки, и т.д. Полученные результаты невозможно будет отредактировать или подделать, а значит, данная система может стать эффективным инструментом входного контроля качества строительных материалов.

У blockchain технологий большое будущее. Буквально через несколько лет blockchain станет таким же обычным явлением нашей жизни, как и интернет. Многие совершенно обычные услуги и даже товары мы будем получать с использованием blockchain. Такие простые вещи, как выдача паспорта, регистрация автомобиля, получение кредита, выезд за границу, покупка билетов будут сопровождаться записями в blockchain. А для обычного человека это будет означать, что вместо сбора множества справок и документов достаточно будет пройти верификацию в сети blockchain, чтобы самостоятельно все получить и проверить. Вместе с тем, все это, конечно, не изменит принципиально нашу жизнь. Однако качество жизни, именно за счет открытости, надежности, доверия и простоты, безусловно, улучшится.

Автодор может увеличить объем инновационных закупок у бизнеса

На заседании Экспертного совета ГК «Автодор» Сергей Фахретдинов, руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве РФ по совершенствованию закупок, представил анализ закупочной деятельности госкомпании за 2016 год. «Автодор» может увеличить объем заказа у малого и среднего бизнеса в части инновационной и высокотехнологичной продукции, однако для этого необходимо внести изменения в законодательство.
С 1 января 2016 года годовой объем закупки инновационной и высокотехнологичной продукции у МСП определяется как увеличенный на 5%. Общий годовой объем закупок инноваций ГК «Автодор» в 2016 году должен составлять не менее 392,6 млн руб. Из них годовой объем закупок инноваций у субъектов МСП в 2016 году составляет 177,1 млн руб.
ГК «Автодор» осуществляет закупки согласно 223-ФЗ, по которому госкомпании обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции. Такой Перечень в ГК «Автодор» утвержден приказом от 10 ноября 2016 г. № 260.

– Для увеличения доли закупок инновационной и высокотехнологичной продукции необходимо предпринять несколько действий, – поясняет Сергей Фахретдинов, руководитель рабочей группы по совершенствованию госзакупок. – Во-первых, рекомендовать Правительству РФ внести изменения в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, которыми утверждены критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции, а именно: ввести понятие «инновационный объект» в целях учета объема внедрения инновационной продукции заказчиками, и учитывать то, что критерием отнесения к инновационному объекту может быть доля инновационной продукции, использованной при создании такого объекта. Во-вторых, предложить Корпорации МСП доработать бизнес-навигатор с учетом мнения компаний с государственным участием с целью обеспечения их взаимодействия с МСБ, — считает Фахретдинов.

Минтранс подготовил проект постановления Правительству, согласно которому ремонт дорог будет производиться реже за счет увеличения финансирования и использования современных и инновационных материалов. Введение понятия «инновационный объект», включающий некоторую долю инновационности будут способствовать увеличению закупок инноваций ГК «Автодор» у МСБ и улучшению качества дорог.