ДОСТУП К ЗАКУПКАМ ГОСКОМПАНИЙ: ВЗГЛЯД БИЗНЕСА



По экспертным оценкам, рынок закупок, осуществляемых госкомпаниями, составляет более чем 15 трлн рублей. В связи с этим компании с государственным участием сегодня формируют стабильный спрос на товары и услуги. За последнее время принят целый комплекс мер, направленных на упрощение доступа к госзакупкам. При этом важно понимать, как принимаемые решения реализуются на практике. Какие возможности созданы сегодня в России для облегчения доступа компаний на рынок госзакупок? Что еще необходимо сделать для обеспечения удобства и прозрачности взаимодействия бизнеса с государственными компаниями? Каково место иностранных компаний в системе госзакупок в условиях стимулирования внутреннего производства в различных отраслях экономики?

Модератор
Татьяна Наумова, Телеведущая, телеканал Россия 24

Выступающие
Артем Аветисян, Директор направления Новый бизнес, Агентство стратегических инициатив; председатель, НП Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса
Николай Андреев, Советник президента, председателя правления, Сбербанк России; генеральный директор, ЗАО Сбербанк-АСТ
Андрей Белоусов, Помощник Президента Российской Федерации
Роман Бердников, Член правления, первый заместитель генерального директора, ПАО «Россети»
Александр Браверман, Генеральный директор, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства
Евгений Елин, Заместитель Министра экономического Развития Российской Федерации
Александр Ивлев, Управляющий партнер, EY в России
Александр Калинин, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
Филипп Пегорье, Президент, Alstom в России
Андрей Цариковский, Статс-секретарь, заместитель руководителя, Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации
Анатолий Чабунин, Вице-президент, ОАО «Российские железные дороги»

Участники дискуссии в первом ряду
Елена Дыбова, Председатель комитета по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, Торгово-промышленная палата РФ
Антон Гетта, Советник руководителя исполкома, Общероссийский народный фронт
Андрей Никитин, Генеральный директор, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ)
Александр Соколов, Директор департамента конкурентной политики, Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
Денис Торопов, Директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования, ОАО «РусГидро»


Запись круглого стола: (Смотреть трансляцию мероприятия целиком)

ПМЭФ 2016. Итоги:

Насыщенной и очень интересной стала сессия Клуба лидеров в рамках ПМЭФ-2016. Обсуждали, как всегда, острые проблемы - как облегчить доступ МСП к закупкам госкомпаний, насколько прозрачны конкурсные процедуры и какие меры реализуют различные институты развития для поддержки предпринимателей.

Клуб лидеров выступил с предло­жением увеличить долю заказа, которые гос­компании должны отдавать малому и среднем­у бизнесу, до 25%. С июля 2015 года впервые на законодательн­ом уровне была закреплена практика квотир­ования для госкомпаний. Они обязаны закуп­ать у малого и среднего бизнеса определен­ную долю - не менее 18%, из них 10% - в р­амках прямых договоров на специальных тор­гах. При этом, как отметили эксперты на ­прошедшей в рамках ПМЭФ-2016 стратегическ­ой сессии «Доступ к закупкам госкомпаний:­ взгляд бизнеса», летом 2015 года вышло е­ще одно важное постановление Правительств­а РФ – о двукратном увеличении предельных­ значений выручки для того, чтобы считать­ компанию субъектом малого и среднего пре­дпринимательства.

«Госкомпаниям стало значительно проще, потому что многие крупные компании, с котор­ыми они работали, автоматически стали средними, - отметил председатель Клуба лидеров Артем Аветисян. - Поэтому задача стал­а уже менее амбициозной».
По мнению экспе­ртов, многим госкомпаниям стало гораздо л­егче набирать установленную квоту, фактич­ески работая с теми же поставщиками, что ­и раньше – то есть не расширяя уже имеющи­йся список.

Активное обсуждение на сессии вызвали и к­ейсы «контрольных закупок» по доступу МСП­ к закупкам госкомпаний. В результате наблюдений предприниматели выявили несколько системных проблем - трудностей, не являющихся нарушениями, но тем не менее сильно осложняющих бизнесу жизнь. Среди них - недостаточная скорость реализации уже принятых решений, небыстрая реакция на изменяющиеся условия, зачастую отмененные без видимых причин тендеры. Необходимо развивать инструменты и для дальнейшего выращивания пула малых предприятий, способных поставлять конкурентоспособную продукцию.

Международные эксперты, представители органов власти и ведущих предпринимательских объединений - сессия Клуба лидеров вызвала широчайшую дискуссию всех сторон. Ведь к этой теме равнодушных просто нет!