КРУПНЫЕ РОССИЙСКИЕ И ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ VS. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС: ВЗАИМНОЕ ДОВЕРИЕ ЗАКАЗЧИКА И ПОСТАВЩИКА



Правительство делает ставку на малый и средний бизнес как на один из драйверов роста экономики. Сфера закупок – одна из наиболее востребованных форм поддержки у предпринимательского сообщества. Закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП – это «улица с двусторонним движением», которая обеспечивает, с одной стороны, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, с другой – возможность для малых и средних компаний реализовать произведенную ими продукцию. При этом опыт участия российских субъектов МСП в закупках крупнейших заказчиков на территории России позволяет обеспечивать их встраивание в цепочки глобальных поставок компаний с иностранным участием, локализующим производство в том числе на территории Российской Федерации и ЕАЭС. В рамках сессии планируется презентация рейтинга лояльности крупнейших заказчиков к субъектам МСП, разработанного Агентством стратегических инициатив совместно с Корпорацией МСП по результатам исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения.

Модератор
Сергей Глухов, Генеральный директор, Некоммерческое партнерство «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса»

Выступающие
Артем Аветисян, Директор направления «Новый бизнес», Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ); председатель, НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса»
Александр Браверман, Член совета директоров, генеральный директор — председатель правления, АО «Корпорация «МСП»
Владимир Герасимов, Первый заместитель генерального директора – исполнительный директор, Международная информационная группа «Интерфакс»
Елена Дыбова, Вице-президент, Торгово-промышленная палата Российской Федерации
Эрван Дюпюи, Генеральный директор, «Сен-Гобен» в СНГ
Юрий Зафесов, Директор департамента закупочной деятельности, ПАО «Россети»
Александр Калинин, Президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»
Сергей Кельбах, Председатель правления, Государственная компания «Российские автомобильные дороги»
Алексей Лавров, Заместитель Министра финансов Российской Федерации
Ричард Уайт, Вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития, Anheuser-Busch InBev Europe
Анатолий Чабунин, Заместитель генерального директора, ОАО «Российские железные дороги»


Участники дискуссии в первом ряду
Евгений Гайдуков, Директор по закупкам, ПАО «Ростелеком»
Дмитрий Голованов, Председатель правления, член наблюдательного совета, АО «МСП Банк»
Артем Минец, Генеральный директор, ООО «Электротехремонт»
Виктор Степанов, Вице-президент, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»; президент, ООО «РТС-тендер»
Дмитрий Сытин, Генеральный директор, ЗАО «ТЭК-Торг»
Денис Торопов, Директор департамента закупок, маркетинга и ценообразования, ПАО «РусГидро»
Светлана Хорунжая, Заместитель генерального директора по управлению, экономике и финансам, ООО «ИнтерРАО – ЦУЗ»
Дмитрий Чугрин, Генеральный директор, ООО «Магистральинвест»


Запись круглого стола:



КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ:

Происходят положительные сдвиги в поддержке и развитии малого бизнеса

«Есть хедлайнер, госкорпорация, но вокруг нее малый бизнес сам организует массу сервисов <…> и вот в этом залог успеха. Мы создаем фактически экосистему по выращиванию высокотехнологичного производства, и мы уже видим результаты», — Александр Калинин, президент «ОПОРА РОССИИ».

«Количество номенклатурных позиций (товаров, закупаемых у малого бизнеса — Ред.): 2015 год — 8,4 тыс., 2016 год — около 100 тыс. <…> 2017 — 160, и в этом году уже перешли за 200 тыс. позиций. <…> Это дало нам возможность говорить о более масштабной задаче <…> — это матричная диверсификация экономики», — Александр Браверман, член совета директоров, гендиректор – председатель правления АО «Корпорация «МСП».

Зарубежные компании активно сотрудничают с МСП

«Мы признаем большую важность работы с малыми предприятиями, и особенно это важно в сельском хозяйстве. <…> У нас есть специальная программа, которая называется Smart Barley, она проводится в России уже 4 года», — Ричард Уайт, вице-президент по вопросам закупок и устойчивого развития Anheuser-Busch InBev Europe.

«Мы рассматриваем себя как платформу, на которой могут быть собраны различные решения, предоставленные для МСП. <…> Мы выдвинули ряд малых и средних предприятий для того, чтобы они помогали нам в обработке наших отходов», — Эрван Дюпюи, гендиректор «Сен-Гобен» в СНГ.

ПРОБЛЕМЫ

Материальные и временные издержки участия в закупках и отсутствие единых критериев

«Огромный объем документов еще остается серьезной проблемой. <…> Помимо большого количества площадок не надо забывать, что и стоимость участия там иногда доходит до 120 тыс. рублей в год», — Артем Аветисян, директор направления «Новый бизнес» АСИ; председатель НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

«Очень непростая тема <…> это существование <…> фирм-прокладок, через которые поставщик либо не может пробиться, либо, пробиваясь, получает этот тендер на субподряд, отдавая 20 <…> иногда 30% от цены контракта», — Сергей Глухов, гендиректор НП «Клуб лидеров по продвижению инициатив бизнеса».

«Несоразмерность штрафов, накладываемых на разные стороны, — это тема, которую любой бизнес озвучит», — Елена Дыбова, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Необоснованные отмены аукционов

«Часто бывает, что компания заплатила взнос 15 тыс. рублей, это реальный случай, тендер отменили, через два дня вывесили другой, с другим номером, а деньги-то не возвращаются», — Артем Аветисян.

Ограничение доступа для новых предприятий

«Иногда в тендерах обязательное условие 3-5 лет, но новая компания как может такой опыт получить?», — Артем Аветисян.

Уход от конкуренции

«Очень много закупок стало уходить в сферу единственного поставщика. <…> И это тенденция тревожная. Если два года назад — еще 45%, по-моему, было у единственного поставщика, сейчас уже больше 50%», — Александр Калинин.

«Спецификации и техзадания, которые пишутся под конкретного <…> поставщика, причем <…> непосредственно самими поставщиками», — Сергей Глухов.

РЕШЕНИЯ

Требуется проводить упрощение и стандартизацию

«Сертификация и аккредитация должна быть простой и понятной для малого бизнеса», — Александр Калинин.

«Для малого бизнеса мы предлагаем ряд шагов <…> Это стандартизация заявок, запрет требовать дополнительные документы при закупках, стандартизация гарантий <…> переход с 1-го июля к закупкам МСП на единых площадках», — Алексей Лавров.

Обеспечить государственные закупки для МСП через квотирование

«Мы всегда выступали за квотирование. <…> Прежде всего, у нас всегда перед глазами был опыт Франции. <…> Именно Франция еще в 70-е годы использовала этот механизм для того, чтобы вырастить высокотехнологичный бизнес, и французы достигли в этом успехов», — Александр Калинин.

Следует отказаться от использования только ценового показателя выбора поставщика

«Нормальный производитель <…> не может все время на грани рентабельности работать. <…> Как мне представляется, если цена падает меньше 25% (более чем на 25% - ред.), экспертиза поставляемой продукции должна стать обязательной», — Елена Дыбова.

«Мы должны проводить экспертизу продукции. <…> Наша совместная задача — найти справедливые формулы для того, чтобы цена и качество соответствовали потребностям и заказчика, и потребителя», — Анатолий Чабунин, заместитель гендиректора ОАО «Российские железные дороги».

Снижение издержек при участии в закупках

«По [ФЗ] 44, что мы предлагаем и уже делаем <…> малый бизнес <…> не будет предоставлять никакого обеспечения закупок при маленьких торгах. <…> Предлагаем освободить малый бизнес от предоставления обеспечения исполнения контракта, если у него есть <…> за последние три года три исполненных государственных, муниципальных контракта. <…> Предлагаем ввести правило второго участника», — Алексей Лавров, замминистра финансов РФ.

Развитие доверия между поставщиками и заказчиками

«Взаимное доверие между поставщиком и заказчиком <…> это движение двустороннее, и оно должно быть взаимным <…> и мы готовы продолжить эту работу», — Юрий Зафесов, директор департамента закупочной деятельности ПАО «Россети».

Совершенствование механизма выращивания поставщиков

«Еще один момент — это действующий механизм выращивания поставщиков, он появился, но очень многие предприниматели говорили, что он носит отчасти декларативный характер», — Сергей Глухов.

«По выращиванию поставщиков <…> какие-то преференции должны быть, но они не должны ограничивать появление новых участников на рынке», — Анатолий Чабунин.